It's better to bum out than to fade away
Соответствия по Liber 777: Буква - бет Символ буквы - дом Управитель - Меркурий Положение на древе Кетер - Бина Цвета - желтый и пурпурный Египетские боги - Тот и Кинокефал Индийские боги - Хануман Медитация - на желтый цвет Греческие боги - Гермес Римские боги - меркурий Животные - ласточка, ибис, приматы, сплетённые змеи Растения - Вербена, пальма Драгоценные камни - Опал, агат Магическое оружие - жезл или кадуцей Ароматы - мастика, белый сандал, мускат, стиракс, все летучие ароматы Растительные снадобья - все интеллектуальные возбудители Минеральные вещества - ртуть Грехи - лживость Мифические существа - ведьмы и колдуны Болезни в результате неправильной работы - Атаксия | ![]() |
читать дальше
Истинное я - вот смысл истинной воли:
Познай себя через Свой путь.
Хорошо рассчитай формулу своего пути.
Твори свободно: впитывай радостно; разделяй намеренно; соединяй полностью
Работай всесильный, всеведущий, Вездесущий, в Вечности и для вечности.
Познай себя через Свой путь.
Хорошо рассчитай формулу своего пути.
Твори свободно: впитывай радостно; разделяй намеренно; соединяй полностью
Работай всесильный, всеведущий, Вездесущий, в Вечности и для вечности.
"Мастерство, мудрость, ловкость, гибкость, искусство, хитрость, обман, воровство. Иногда - оккультная мудрость или сила, иногда - быстрый импульс, вдохновение. Карта может подразумевать послания, сделки, вмешательство учёности или разума в обсуждаемое дело" (Алистер Кроули "Книга Тота"

Важным ключам к пониманию этой карты является то, что Кроули вынес именно её на обложку колоды. В колодах старого эона, там находилась "Колесо фортуны", как символ безличной силы судьбы, ныне же над идеей неотвратимого рока, торжествует принцип индивидуальности, Этот принцип символизирует Меркурий, он владыка всех слепых сил стихии: "Жезлом Он создает. Чашей Он сохраняет. Кинжалом Он разрушает. Пантаклем он искупает" (Алистер Кроули "Книга мага). Здесь я попрошу вас вспомнить все, что мы говорили о Меркурианской природе Таро, в нулевой лекции.
Кроули определял этот аркан, как действие и активность на всех уровнях. На макрокосмическом уровне, он - первый импульс божественного творения, кенозис, опустошение бога, посредством исторжения вселенной из себя. Этот импульс творения, еще находится по ту сторону дуальных категорий он и истинный и ложный; светлый и тёмный, добрый и злой.
Впрочем первое, чрезвычайно тонкое разделение уже произошло, мир разделился на эманирующее и эманируемого, и на это тонкое разделение указывает образ обезьяны Тота, поверженной в лучах славы Меркурия.
Чтобы понять значение этой "обезьяны Тота", отторгнутой центральным богом, импульсом, но вместе с тем с ним неразрывно связанной, следует обратиться к гностическим мифам, поскольку классическая религиозная метафизика, ответа не дает. Согласно гностическим представлениям, младший эон - София, устремилась к неведомому богу, и будучи не в состоянии выдержать отрицательный свет изначального, оказалась низвергнута за пределы плеромы. Из отчаяния, слез, крови и пота, низшей Софии, и сотворена материальная вселенная, которая обрела свою духовную природу благодаря тому, что старшие эоны, направили свой свет в бездну.
Меркурий и есть живой дух творения, извергаемый из плеромы, чтобы дать шанс павшей Ахамот на искупление, а "обезьяна Тота", это тот самый, предельно сжатый принцип, отчаяния, боли от самой материальности. Эта идея чрезвычайно сложна для понимания, поскольку аркан Маг, является одним из путей над бездной посему сочетает в себе противоположности. Сложность в том, что возникает соблазн, спроецировать на эту карту наши стандартные представления о духе и материи, со всей грязью теологии и морали. Но гностицизм, не имеет ничего общего с морализированием, это - прямые образы рожденные глубоким самопознанием, мы можем относиться к ним как угодно, но отрицать их существование глупо. Юнг изучал гностический символизм, как метафору глубинных психологических процессов.
Таким образом Маг, с одной стороны, един, и находится по ту сторону любых противоположностей, а с другой несет в себе их зародыш, как дуаль динамического импульса творения-искупления, и статической, "материальности" обезьяны Тота, которая и должна быть искуплена. Он мудрец и хитрец, безумец и гений, святой и порочный, но всегда его появление означает само дыхание жизни, её пульсацию и динамику, искупающую материю от её статики-смерти. Как видно из этих рассуждений, гностическая идея искупления не имеет ничего общего с христианской идеи искупления, как бегства от материи.
Первый аркан, есть принцип божественной игры, по неизвестным правилам. Он - сама ртуть, вечно ускользающая и изменяющаяся, враг всякой статики, Меркурий является основой любой активности бытия. Это - первая архитепическая идея - идея божественной игры.
На карте мы видим прекрасного солнечного юношу, выходящего из тёмной полусферы, стоя не ней одним большим пальцем, его голову украшает тройной головной убор, правая и левая сторона которого представлена змеями, а центральный столб суть корона, которую обвивают ещё две змеи. По бокам от него находятся символы четырёх стихий - жезл, чаша кинжал, и диск ("Жезлом творит, чашей сохраняет, кинжалом разрушает, монетой освобождает"

Маг представляет собой, к тому же принцип индивидуации, который является основой учения Юнга. Он с одной стороны своей мудростью и силой, а с другой стороны болезненными ударами, заставляет инертное сознания двигаться по пути развития.
Литературный образ, который можно соотнести с этим арканом это смеющиеся, бессмертные в "Степном волке". Главный герой, со всеми его слишком серьёзными представлениями, столкнувшись с божественными силами, оказывается поражен, насколько они не соответствуют его серьёзным трагическим представлениям в высшем. Высшее, не доброе, и не злое, оно лишь играет в добро и зло.
Сама идея плутовского романа, где хитрый игрок с судьбой легко обходит строгих, серьёзных господ, играя с законом, практически всегда оставаясь безнаказанным. Для него не существует серьёзного, в человеческом понимании, есть только бесконечная и сладостная игра с бытием.
В романе Томаса Манна, этот архетип представлен во всём великолепии. То как Круль, обманывает комиссию, дабы не оказаться в армии (Меркурий никогда не любил Марса), как соблазняет богатую даму, предварительно выкрав у неё драгоценности, как заменяет собой своего друга аристократа, и зная только имя Гермеса, изящно участвует в разговорах самых высокообразованных людей страны, все эти описания представляет собой подлинное искусство. Отличие Романа Томаса Манна, от прочих плутовских романов в том, что здесь помимо самого сюжета великолепно отрефлексирована природа самого архетипа, даются великолепные появления, где Автор, от лица героя раскрывает глубинную сущность, происходящего. Манн самым тонким образом намекает, что то единственное имя, которое известно его герою - Гермес, неслучайно, а в некотором смысле является его тайным, магическим именем, паролем, выражением истинной сущности.
Несколько другой аспект этого архетипа представлен в романе Джона Фаулза "Волхв". В ней молодой человек, мучимый своими комплексами, волею судьбы оказывается вовлечен в странную игру, на первый взгляд сумасшедшего миллиардера, он чувствует себя пешкой в его игре, которая полностью выбивает у него из-под ног реальность. Герой оказывается в самых причудливых комбинациях реальности, что является мощнейшим стимулом к развитию, тем не менее весьма мучительной. Фаулз блестяще передает тот ужас, который испытывает при встрече с подлинно иррациональной и непостижимой силой, порой кажется, что если бы речь шла о зле, было бы легче, поскольку были бы ясны его мотивы, и можно было быть свободным от неизвестности.
Меркурий является Антихристом в подлинном смысле этого слова - Христос требует веры - Меркурий - познания, Христос трагичен и серьёзен, Меркурий игрив и хаотичен, Христос это страдание и смерть - Меркурий - наслаждение и жизнь, Христос - чистая духовность, не мир но меч, разделяющий небо и землю, Меркурий - дитя которая сплетает то и другое в своей божественной игре. Юнг в своих работах, не случайно указывал, на то, что Алхимия, с её установкой нахождения духа в материи являлась полярной компенсацией христианскому, чисто духовному устремлению.
Насколько универсален этот архетип свидетельствует следующая история. Одна женщина понятия не имеющая о символизме Таро Тота, и аспектах Меркурия, нарисовала следующую картину, в которой легко угадывается Меркурий-Маг. Фигура мужчины, вырезанная из серебряной фольги, как бы рождается из белого шара, голова его увенчана тройной короной, которая так же напоминает колпак шута, а в руках он держит две маски - белую, с чёрными прорезями, и чёрную с прорезями белыми, во все стороны от него исходит сияние всех цветов радуги. При некоторых внешних расхождениях эта картина, практически идентична образу первого аркана, и является подлинным переживанием данного архетипа, и ниже я прилагаю фотографию данной картины.
Идея игры находится в основе человеческой культуры, и всем желающим в этом убедится, я рекомендую к прочтению исследование Хейзинке, Homo Ludens (человек играющий), где доказано, что об основе практически всех аспектов человеческой деятельности, как-то право, война, искусство, философия, религия лежит идея игры. Невольно чувствуешь, восхищение при виде этой царственной фигуры вселенского игрока, и о боги, как же он отличается от современных "серьёзных" форм религии.
Выше мы внимательно обсудили магическое и метафизическое значение этой карты, обойдя вниманием её психологический аспект. Как нам известно, Хайо Банцхаф, один из немногих исследователей, который смог уйти от прямолинейной интерпретации Таро, соотносил различные арканы со стадиями жизни. Мой опыт проведения холотропных сессий и медитация, говорит мне, что первый аркан, может быть смело соотнесен с первым годом человеческой жизни, то есть младенчеством. Согласно многим психоаналитическим концепциям, на этой, еще досознательной стадии, ребенок воспринимает себя, как центр мира. То сколь приятны были воспоминания связанные с младенчеством, может отчасти определять опыт погружения в этот архетип - от радостной игры и беззаботного божественно - детского смеха, до переживания себя исторгнутым и отчужденным сгустком плоти, "обезьяной", лишенной человеческого участия.
Некогда, уже имея опыт познания Таро, я проходил сеансы холотропного дыхания, по методу доктора Грофа, так что появляется возможность проникнуть в глубинные слои бессознательного. Моя регрессия к младенчеству, тут же была интуитивно соотнесена с состоянием первого аркана, и мучения которые прорабатывались в процессе, были соотнесены с "обезьяной Тота", изображенной на этой карте.
В дивинационной работе, появление этой карты может означать самые разнообразные прогнозы в зависимости от предрасположенности оператора и сопутствующих картах. Для меркурианского типа выпадение этой карты это лучшее о чём можно мечтать, но для сатурнического, или марсианского типа, это может означать вторжение иррационального фактора, который что называется "спутывает все карты", и погружает во враждебный ему хаос.
Ещё одно соответствие данной карте, которое просится само собой - Эдемский змей. Согласно традиции гностиков, оный представлял не зло и падение, а напротив - благородное знание, позволяющее узнать добро и зло чтобы подняться над ними - стать подобным Богу. Познание - является актом динамическим, противостоящим статическому блаженству бессознательного рая. Все идеи связанные с первым арканом, чрезвычайно тонки, и как указывает Кроули в соответствующем исследовании " с трудом поддаются пониманию".
Идея "святого греха" близка Меркурию-Магу, как никому другому. Меркурию (в аспекте Тота) приписывалось изобретение письменности, слова и познания как такового. Впрочем, эта функция равно поделена между "Магом" и Иерофантом", который будет рассмотрен в одной из следующих лекций.
В сновидениях архетип первого аркана может проявляться так же по-разному. От появления персонажей триксторов, откровенно издевающихся над сновидящим, до совершения святого греха и получения запретного познания.